Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 10:06

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №15"  "РОСИНКА"

Челябинская область, 

г. Троицк, 2 м-он, д-42.

Меню сайта
Наши новости
70 лет Победы [7]
Всё обо всём [36]
Часы
Наш опрос
оцените наш сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
слушаем с детьми

Тема: «Содержание коррекционной работы в ДОУ в структуре ООП».

    Тема: «Содержание коррекционной работы в ДОУ в структуре ООП».

Зыкова С.П. педагог-психолог,

Андреева И.А. учитель-логопед,

Галатова Т.В. инструктор по физ.культуре

МБДОУ «ЦРР – д\с №15»

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Коррекционная работа  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих принципах специальной коррекционно-педагогической деятельности:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач

2. Принцип единства диагностики и коррекции

3.Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей

4. Принцип единство возрастного и индивидуального в развитии

5. Принцип деятельностного подхода к осуществлению коррекции

6. Принцип взаимосвязи в работе специалистов

7. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.   

 Коррекционная работа дошкольного образования включает в себе взаимосвязанные направления:

1.                Диагностическое

2.                Коррекционно- развивающее

3.                Консультативное

4.                Информационно – просветительское

Формы организации коррекционно – развивающей работы:

Ø    индивидуальная;

Ø    малая подгрупповая.

Частота, продолжительность и длительность  занятий определяется индивидуальными особенностями ребенка/детей  (характер нарушений), особенностями возраста, работоспособностью (от 20 до 30 мин., 2-3 р.в неделю, на протяжении 1-2 уч.г.).

Объем непосредственно образовательной деятельности определяют педагоги с учетом состояния физического и психического здоровья детей в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки, установленных ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нормативными документами по организации режима дня специальных (коррекционных) образовательных учреждений и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.1.2660-10.)

 Формы, приёмы организации коррекционно-развивающей работы

 

Индивидуально – подгрупповая работа с детьми

Интеграция с другими образовательными областями

Самостоятельная деятельность детей

Взаимосвязь с воспитателем

индивидуальная и малая подгрупповая работа по коррекции звукопроизноше-ния,  ВПФ, эмоционально-волевой сферы с использованием различных современных технологий:

-игры с предметами и сюжетными игрушками

-дидактические игры  

-игры на развитие общей и мелкой моторики

артикуляционные упражнения

-дыхательная гимнастика

-игровые тренинги, элементы сказкотерапии

 

-физическая культура (динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением)

-здоровье (здоровьесберегаю-щие технологии)

-безопасность (ситуативные беседы, диалоги)

-социализация (сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, игровые тренинги)

-труд (помощь в подготовке к НОД)

-познание (игровая деятельность)

-коммуникация (коммуникативные и игровые тренинги)

-чтение художественной литературы (элементы театрализованной деятельности)

-художественное творчество (изотерапия)

-музыка (музыкальное сопровождение  игр и упражнений)

-игра –драматизация с использованием различных видов театров

-игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики

-самостоятельная художественно – речевая деятельность

-сюжетно – ролевые игры

-настольно – печатные игры

-словотворчество

 

открытые мероприятия по коррекции звукопроизно-шения,  ВПФ, эмоционально-волевой сферы:

-консультации, -беседы,

 -«круглые столы»

-семинары-практикумы

-оформление информацион-ных стендов

-тематические вечера

-деловые игры

-«мозговой штурм»

 

 

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда,  психолога, инструктор по физической культуре, родителей и педагогов.

 

Содержание психолого-педагогического сопровождения коррекционной работы

 

Цель коррекционно-логопедической работы: Освоение детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции  в общеобразовательном учреждении.

Задачи, направленные на достижение цели:

1. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.

2. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

3. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико–педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным,  правовым и другим вопросам.

Коррекционная логопедическая работа построена с учетом использования в образовательном процессе следующих программ и технологий:

программы и технологии

 1.Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 85 с.

2.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Детство-Пресс», 2003 – 144с.

3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др.2008 г.

4. Филичева,  Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.  – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

5. Н.В Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 600 c.

6.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. (I, II, III периоды) - М.: «Гном-пресс», 2005.

8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2007.

9.Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. I, II, III периоды обучения / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

10.Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

11.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Коррекционная работа в ДОУ проводится для детей:

Ø    с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи);

Ø    с нарушением фонетико-фонематического недоразвития речи

Ø    с заиканием

В основе планирования НОД с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала НОД предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира.

 

Цель коррекционно-психологической работы: Сохранение и укрепление психического здоровья. Коррекция и развитие психических процессов, эмоционально – волевой сферы и мелкой моторики

  Задачи коррекционной работы:

1.                Основная задача коррекционно-психологической  работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников  

2.                Создание условий, обеспечивающих свободное и эффективное развитие каждого ребёнка;

3.                Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;

4.                Осуществление коррекционно-оздоровительной работы с детьми на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления.

5.                Обеспечение чувства психологической защищённости – доверия ребёнка к миру,    радости существования (психологическое здоровье);

6.                Формирование начал личности  (базис личностной культуры);

7.                Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности; рассмотрение знаний, умений, навыков не как цели, а как средства полноценного развития личности.

8.                Оказание  своевременной  психологической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Коррекционная работа  педагога-психолога направлена  на развитие ФПФ и  эмоционально-волевую сферу,  на смягчение адаптационного периода. Педагог-психолог  учреждения работает с разной категорией детей.

       Коррекционно – развивающая работа  представляет собой систему специально организованных коррекционно – развивающих   игровых занятий, которые проводятся вне непосредственно образовательной деятельности.

Перечень необходимых программ, технологий, методических пособий для осуществления психологической коррекции процесса

 

Перечень программ,

технологий,

пособий

1.Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь  и радуюсь» М., «Генезис»

2. Князева О.В. «Я – ты, мы» Программа социально – эмоционального развития дошкольников. М: мозаика – синтез 2003

3.Лютова Е.К, Монина Г.Б. «Тренинг эффективного  взаимодействия с детьми»  Комплексная программа. Санкт – Петербург. 2005

4. Калина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника»

5. Капская А.Ю, Миронник Т.Л Развивающая сказкотерапия для детей  Санкт – Петербург 2006

6. Куржева Н.Ю, Вараева Н.В Психологические занятия с дошкольниками. Санкт – Петербург. «Речь» 2005

7. Катаева Л.И Коррекционно-развивающие занятия. М 2004.

8. Л.М. Костина "Игровая терапия с тревожными детьми." –СПб.: Речь, 2006.

9. Меремьянина О.Р.Развитие социальных навыков. Познавательно – игровые занятия 5- 7 лет Волгоград. 2012

10. Полякевич Ю.В, Осинина Г.И Формирование коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. Модели комплексных занятий.  Волгоград. 2010

11. Пашкевич Т.Д. Социально – эмоциональное развитие  детей 3- 7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. Волгоград 2012

12.Панфилова М.А. Игротерапия общения, М., 2000

13. Пазухина И. А. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие  и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Санкт – Петербург.,2010

14. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия. М 2005

15. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе". –М.: "Владос", 2002.

16. Е.А. Алябьева "Психогимнастика в детском саду". –М.: Творческий центр "Сфера", 2005.

17. Останкова Ю.В Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волгоград 2007

18. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое «я»,2000.

19. Л.В.Игнатова,О.И.Волик Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах./. М. Просвещение, 2008

20.Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. М. 2002

21. Яковлева «Психологическая помощь детям»

 


Форма входа
Поиск
Календарь
Погода
height="470" scrolling="yes" allowTransparency="true" frameborder="0" style="background-color:transparent;">
Архив записей
ОХРАННИК

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz