Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя
обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным
условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными
участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь,
дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Существует много игр, в
которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для
речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы,
ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал
могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих
занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду.
Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и
частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы,
колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень,
ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия
основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов
(розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет,
задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого
цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой
он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете
развитию связной речи.
Названия свойств
предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка:
"Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А
что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?"
Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." -
"А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать,
начинают понимать значение отвлеченных слов "высота",
"ширина" и др.
На прогулке полезно
проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе,
растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно
комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку
слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно
выговаривать их.
Вот примеры нескольких
игр.
1.
Отгадай предмет по его
частям. В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант – с использованием
карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением
различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не
показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано,
называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает
карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл
игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с
ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу
и т.п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все
дети могут описывать предметы. Попробуйте!
2.
Отгадай предмет по
описанию.
Условия игры те же, что
и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные
определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и
существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты,
насекомые, домашние и дикие животные.
3.
Шаги. (Кто быстрее
доберется до...)
С помощью этой нехитрой
игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его
словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом,
договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают
тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать
шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и
"Старт!"
Достаточно длительное
время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас
появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по
следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания»,
«Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или
дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при
этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте
ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их
за вами.
На даче перед вами
открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна»,
«Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и
др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно
ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Развивайте в себе
навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой
увлекательной работы, увидите её плоды.