В основу стандарта была положена
культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой
критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти
системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как
ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип
стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от
диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая
технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со
сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Разработанный стандарт не допускает переноса
учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через
ворота детской игры".
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии
с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного
образования будут самостоятельно разрабатывать, и утверждать свои основные
образовательные программы на основе федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных
основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут
сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Федеральный государственный
образовательный стандарт, включает в себя требования к
1) структуре основных образовательных программ (в том числе
соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том
числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС
дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.