Речь — один из наиболее мощных факторов и
стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря
речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным
средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции
(анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция и другие) развиваются
и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития
зависит общее интеллектуальное развитие.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое
влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды,
убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи
входят в группу риска по адаптации в школе.
Младенческий возраст
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие
подготовительного кряхтенья перед криком,
однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное
внимание к речи окружающих.
7—10 месяцев
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного
лепета), невыполнение простых словесных
команд, отсутствие подражательных игровых
действий.
10—12 месяцев
Основания для
беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
Ранний возраст
Основания для беспокойства: стойкое и длительное
по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода
после появления первых трех-пяти слов.) При появлении
речевого подражания ребенок, как правило,
воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека —
девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их
грамматическое оформление грубо искажено,
например: Аня хочет нет — Я не хочу.
Не говорит о себе в первом лице (не
пользуется местоимением «я»).
Во
время речи кончик языка высовывается между зубами.
Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой
оттенок.
Дошкольный возраст
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака
— пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.;
подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий,
улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Речевые
трудности у детей
1. Ребенок не говорит
совсем.
ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ
В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!
2. Задержка на
стадии называния.
Ребенок называет
предметы в конкретной ситуации (как правило,
только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их
обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи —
жесты, движения, требовательные возгласы и
т.п.
3.Говорит, как маленький.
4.Невнятная речь.
5.Не хочет говорить.
6.В речи появились запинки.
Адекватная
помощь возможна, если выявлены причины
возникших проблем, то есть поставлен
диагноз. Родные и близкие
ребенка могут помочь в этом специалистам.
Для
получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.
Для нормального
становления речевой деятельности необходимы
определенные условия психического развития. Прежде
всего, необходимо, чтобы у ребенка:
♦ достигли
определенной степени зрелости различные структуры
головного мозга;
♦ правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
♦ были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
♦ формировалась потребность в общении.
Речь
детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние
благотворно, когда ребенок слышит
нормальную речь, получает от взрослых
указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи
ребенка.
Без наличия языковой
среды немыслимо развитие речи. У глухонемых
родителей, например, дети с нормальным слухом долго не
говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и
лучше начинает говорить.
Игнорирование
взрослыми особенностей детской речи очень вредно.
Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам
научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно
забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его
детский лепет.
Насколько прочно таким путем
закрепляются у детей на долгое время
несовершенства речи.
Но это не значит, что
надо говорить с маленькими детьми обязательно
по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и
употреблять наряду с обычными словами
более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно,
без особой задержки заменяя их более сложными,
но доступными для подражания названиями {киса, Боба и
т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький,
тпруа вместо гулять непозволительно.
На основе проведенных опытов и обследований большого
количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений
пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить ,
рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.